История сельскохозяйственной техники

Как тракторостроители помогли одержать Победу в Великой Отечественной войне

Добрый день!

9 мая 1989 году на Параде Победы в городе Новомосковске принял участие интересный образец техники. Он был поднят со дна одного из озер Тульской области. Это был трактор СТЗ-5 с установленной на нем знаменитой установкой ракетной артиллерии «Катюша». После небольшого ремонта, замены топлива и смазочных жидкостей боевой трактор смог принять участие в Параде. Машина повторно приняла участие в Параде в том же городе в 2015 году, пройдя по площади своим ходом.

Боевая машина БМ-13. Катюша на базе СТЗ-5 на Параде 2015 года в Новомосковске Тульской области.
Боевая машина БМ-13. Катюша на базе СТЗ-5 на Параде 2015 года в Новомосковске Тульской области.

В преддверии 9 мая, думаю, будет не лишним вспомнить, какую роль сыграли в Великой Победе наши советские тракторостроители. В подготовке публикации использованы материалы из статьи В.М. Стародубцева «Вклад тракторостроителей в Победу», опубликованной в ТиСМ 1995-4.

Осознавая риск неминуемой войны власти СССР озаботились, как же наладить выпуск бронетехники. Танки новых конструкций (Т-34, тяжелые танки КВ) составляли малую часть среди в целом устаревшего танкового вооружения. И было логичным для организации ускоренного обновления танкового парка и другой бронетехники использовать имеющиеся производственные площадки, специализировавшихся на выпуске тракторов.

При Сталинградском тракторном заводе (ныне исчезнувший ВгТЗ) организован выпуск танков Т-34 уже к 1941 году. А на базе Челябинского тракторного завода первые тяжелые танки КВ выпущены еще в 1940 году. Здесь же выпускались транспортные тракторы С-2.

Транспортный трактор С-2
Транспортный трактор С-2

С началом войны взят курс на наращивание объемов танкового производства за счет сокращения выпуска сельскохозяйственных тракторов. Впрочем, тракторам на войне тоже нашлось место, их использовали для транспортировки артиллерийских орудий.

К ноябрю 1941 году налажен выпуск танковых дизелей В-2.

Столкнувшись с ситуацией, когда многие заводы, расположенные в европейской части СССР, приступили к эвакуации, танковые производства столкнулись с нехваткой комплектующих. На выручку пришли другие промышленные предприятия Сталинграда, в экстренном режиме освоившие выпуск новой продукции.

Практически половина всей бронетехники (42%), выпускавшейся во второй половине 1941 года, были изготовлены именно в Сталинграде, на СТЗ. Поэтому, не удивительно, почему немцы так жаждили завоевать этот город. Даже в дни Сталинградской битвы завод продолжал работать, здесь осуществляли капремонт подбитых танков. Пока завод полностью не был разрушен в ходе боев.

Как тракторостроители помогли одержать Победу в Великой Отечественной войне

Тем временем ЧТЗ стал местом, куда были эвакуированы многие ключевые западные предприятия. ЧТЗ переквалифицировался в крупного танкостроителя. Только здесь на протяжении всей войны выпускались тяжелые танки КВ и ИС. Также здесь было организовано производство средних танков Т-34.

До эвакуации Харьковский тракторный завод с целью компенсировать недостаток танков выпускал бронированные тракторы. Кроме транспортных задач, харьковский трактор мог и повоевать: на него устанавливали вооружения.

Тракторы-тягачи СТЗ-5, созданные на базе сельскохозяйственного гусеничного серийного трактора СХТЗ-НАТИ, сильно выручали на бездорожье, где вытаскивали другую застрявшую технику, транспортировали артиллерийские установки. «Катюши» на колесном ходу не отличались высокой проходимостью и их часто выручали обычные тракторы.

Как тракторостроители помогли одержать Победу в Великой Отечественной войне

Но тракторы оказались тихоходными, что было проблемой в условиях войны. В 1942 году НАТИ представил проект военного тягача марки «Д». Для его создания использованы узлы серийных автомобилей и танков. Отсутствие подходящего двигателя для тягача вынудило использовать два двигателя от автомобиля ГАЗ-ММ. Отсюда два сцепления, две коробки переключения передач, всё это было довольно сложно синхронизировать, но как преимущество испытателями отмечено живучесть такой машины. Производство этого тягача было поручено организовать на Ярославском автомобильном заводе.

Как тракторостроители помогли одержать Победу в Великой Отечественной войне

После испытаний в конструкцию внесен ряд изменений, так появился модернизированный тягач Я-11.

Как тракторостроители помогли одержать Победу в Великой Отечественной войне

Но немцы разбомбили Горьковский автомобильный завод, который поставлял двигатели для Я-11. Горьковские двигатели пришлось заменить на другой, им стал двигатель от General Motors (уже один). Так появился тягач Я-12.

Как тракторостроители помогли одержать Победу в Великой Отечественной войне

Позже появились тягачи Я-13 и Я-13Ф с двигателями от УралЗИС.

Как тракторостроители помогли одержать Победу в Великой Отечественной войне
Тягач Я-12
Тягач Я-12

Коротко о других тракторных заводах

В ноябре 1941 года в Рубцовске Алтайского края начато строительство Алтайского тракторного завода, сюда эвакуировано оборудование ХТЗ. Здесь налажен выпуск гусеничных сельскохозяйственных тракторов АТЗ-НАТИ. В декабре 1944 года на АТЗ подготовлен первый трактор на дизельном топливе, можно сказать, это начало создания будущего бестселлера советской промышленности ДТ-54.

В 1943 году принято решение о строительстве тракторных заводов в Липецке и Владимире. Начато восстановление разрушенных СТЗ и ХТЗ. Продовольственную проблему никто не отменял и стране требовалась техника для работы на поле.

Конечно же, невозможно в одной статье описать весь вклад конструкторов в Победу. Многие гражданские заводы по всей стране были переквалифицированы на выпуск военной продукции: они выпускали снаряды, мины, запчасти для военных машин. Красноярский комбайновый завод начинал свою работу с производства снарядов и мин!

Красноярский комбайновый завод. Упаковка мин. http://www.adsl.kirov.ru/projects/articles/2019/08/07/zavod-703/
Красноярский комбайновый завод. Упаковка мин. http://www.adsl.kirov.ru/projects/articles/2019/08/07/zavod-703/

И такие предприятия были практически в каждом городе по всей стране! Вся страна работала для общей Победы!!!

Уверен, вы знаете о таких заводах своих городов и прошу: дополните эту статью комментариями с информацией о них и о людях, там работавших!

Поздравляю всех нас с Великой Победой!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать + два =