История сельскохозяйственной техники

Электрический трактор из СССР. Довоенный период

В эпоху повальной электрификации СССР были планы и по электрификации сельского хозяйства. Мы уже писали об испытаниях советских электрических плугов, которые окончились неудачей. Сам Ленин внимательно следил за такими испытаниями. Как итог? был сделан вывод, что плуг на электрических лебедках никуда не годится, ничто не сможет заменить трактор на вспашке полей. Поэтому решили развить идею тракторов на электрической тяге.

Зачем? Идея электрификации сельского хозяйства продвигалась самим Владимиром Ильичом. Он внимательно следил и всячески способствовал разработке электрического плуга. А как известно, воля вождя священа. К тому же, в первые десятилетия своего существования Советский Союз испытывал дефицит в топливе, таком как бензин и дизтопливо. Использование электричества для политиков выглядело вполне логичным решением в данной ситуации. И провал с плугом их не остановил.

Cами понимаете, использование аккумуляторов для такой техники было малоэффективно. Чтобы обеспечить длительный период работы трактора требовался аккумулятор, превышающий вес трактора. От этой мысли быстро отказались. Значит к каждому трактору нужно было протянуть кабель, соединяющий его с высоковольтной линией 6-10 кВ. Такое напряжение должны понижать до приемлемых рабочих величин передвижные трансформаторы.

В то время промышленность была не способна выпускать кабель, достаточно устойчивый к постоянным изгибам. Из советского бюджета на решение этой проблемы было выделено 485000 рублей, огромная сумма для тех дней.

Первый блин вышел комом. Замена двигателя теплового трактора ЧТЗ-60 электродвигателем с рабочим напряжением 1000 В. оказался неработоспособным.

Сталинец ЧТЗ-60
Сталинец ЧТЗ-60

В 1937 году на испытания вывели трактор ВИМЭ-2.

ВИМЭ-2
ВИМЭ-2

Он был построен так же на базе трактора ЧТЗ-60, вместо родного двигателя был установлен 48-киловаттный электродвигатель трехфазного тока с рабочим напряжением 500 В. Над двигателем расположили барабан, который вмещал в себя 750 метров гибкого кабеля. Два таких трактора «отпахали» 8 лет. Этот эксперимент признали успешным, кабельный электротрактор признали годным для выполнения сельскохозяйственных полевых работ.

В 1939 году миру показали следующую модель — ВИМЭ-4.

Трактор ВИМЭ-4 и передвижной трансформатор
Трактор ВИМЭ-4 и передвижной трансформатор

В отличие от предшественника электродвигатель расположили на шасси СТЗ-НАТИ. Использовался электродвигатель мощностью 48 киловатт. Электричество 1000 В. подавалось к трактору через кабель длинной 800 метров. Кабель 4-жильный — это три фазы и заземление, обеспечивающее безопасность рабочего. От одной передвижной подстанции трактор мог обработать до 60 га пашни. Для увеличения площади работ к трактору могли подсоединить кабельную тележку с дополнительным кабелем в 800 метров. Так площадь работ можно увеличить до 200 Га. Система освещения и сигнальные устройства трактора работают на обычном напряжении 12-36 вольт. Как и в обычном тракторе, трансмиссия состоит из коробки передач, фрикционной муфты.

ВИМЭ-4 мог выполнить весь спектр полевых работ: это вспашка, боронование, посевные работы, культивация и т.д. Электродвигатель давал хорошую тягу, был надежен, не требовал заправки трактора топливом и водой.

Электрический трактор из СССР. Часть 1, довоенный период.

Основной проблемой при использовании такой техники была необходимость проведения высоковольтных линий на места полевых работ, а площади под поля, сами понимаете, огромны. Учитывая, что длинна кабеля составляла 800 метров, требовалось соорудить точку подключения к сети через каждые 1,5 км. Требовались огромные капиталовложения в инфраструктуру сельхозугодий. Еще один минус, длинный кабель мог нанести повреждения подросшим посевам.

Несомненно, чтобы пустить электротрактора в серию, требовались доработки, но на нашу землю пришла война. Тут уж не до тракторов, надо танки делать. Второе дыхание проектам электротракторов открылось после окончания войны, но об этом в другой раз.

Не забудьте ознакомиться со статьей про электроплуги, которые предшествовали первым электрическим тракторам. Подписывайтесь!!! До скорых встреч!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + семнадцать =