Какую технику выпускал Таганрогский комбайновый завод?

В Ростовской области, кроме всем известного Ростсельмаша, был еще один завод, специализирующий на производстве комбайнов. Всего в каких-то 50-60 км от Ростова. Сегодня поговорим о комбайнах Таганрогского комбайнового завода.

1954. Таганрогский комбайновый завод им. Сталина. Самоходные комбайны выходят из ворот завода. Из фонда: "Мультимедийный комплекс актуальных искусств"
1954. Таганрогский комбайновый завод им. Сталина. Самоходные комбайны выходят из ворот завода. Из фонда: «Мультимедийный комплекс актуальных искусств»

Предприятие было основано в 1915 году. Его первым названием было — Русско-Балтийский снарядный завод. Как понимаете, производство совсем не гражданское. Тут и снаряды готовили, и патроны. Лишь после Гражданской войны завод бы переименован в Таганрогский механический, а затем в Таганрогский инструментальный завод № 65 (ТИЗ). В это время на заводе принялись за производство запчастей для тракторов и инструмента.

Продукция ТИЗ: токарно-револьверный станок, запчасти для двигателей тракторов, мотоцикл ТИЗ. Из фонда Государственного исторического музея
Продукция ТИЗ: токарно-револьверный станок, запчасти для двигателей тракторов, мотоцикл ТИЗ. Из фонда Государственного исторического музея

Кроме того, в 1935 году предприятие освоило производство мотоциклов под маркой ТИЗ, которые, правда говоря, были созданы путем адаптации к советским условиям британского мотоцикла «Sloper» фирмы BSA. Первым мотоциклом стал ТИЗ-АМ 600 для нужд НКВД и Красной Армии. Ну и не обошлось без поставок для Народной освободительной армии Китая.

С началом войны завод был эвакуирован в Тюмень. В том числе в новый город перенесено производство мотоциклов и патронов.

В послевоенный период одной из самых важным проблем, которую нужно было решать государству — это вопрос продовольственный. Заводы массово переориентировались с военных рельсов на гражданские. Бывший ТИЗ был восстановлен, но теперь у него была другая специализация. С 1946 года предприятие получило имя «Таганрогский комбайновый завод».

Культиваторы и жатки-лобогрейки - основная продукция завода 1945-1947 годов. Из фонда Государственного исторического музея
Культиваторы и жатки-лобогрейки — основная продукция завода 1945-1947 годов. Из фонда Государственного исторического музея

Культиваторы и жатки-лобогрейки — основная продукция завода 1945-1947 годов. Из фонда Государственного исторического музея

Теперь здесь выпускают культиваторы и жатки для комбайнов. А начиная с 1947 года здесь научились собирать полноценные самоходные комбайны.

С 1947 года в СССР было запущено производство новенького комбайна «Сталинец-4». Его производили на шести заводах из разных уголков страны. В том числе в Таганроге.

Комбайн "Сталинец-4"
Комбайн «Сталинец-4»

Также ТКЗ был выбран для производства комбайнов СК-3 с 1958 года и СК-4 с 1962 года.

Комбайн СК-3. Из фонда Государственного исторического музея
Комбайн СК-3. Из фонда Государственного исторического музея

Комбайн СК-4. Из фонда Государственного исторического музея
Комбайн СК-4. Из фонда Государственного исторического музея

Также не стоит забывать про таганрогский «шассик». В 1965 году на предприятии налажено производство СШ-75 «Таганрожец», при сборке которого применялись, как не удивительно, узлы серийных комбайнов.

Самоходное шасси «СШ-75» - универсальная сельскохозяйственная машина.
Самоходное шасси «СШ-75» — универсальная сельскохозяйственная машина.

Это самоходно шасси отличалось от того, что мы привыкли видеть. СШ-75 был необычен. Его кабина устанавливалась на передней оси. При этом был выбор: кабина могла располагаться по центру или ее смещали влево. Он был по настоящему универсальным. Кроме традиционных задач по транспортировке грузов, на его платформе могло устанавливаться различное оборудование вплоть до полноценного комбайна!

Конвейер сборки навесного комбайна «НК-4». Из фонда Государственного исторического музея
Конвейер сборки навесного комбайна «НК-4». Из фонда Государственного исторического музея

Стоит отметить, чтобы «Таганрожец» стал комбайном, требовалось специальное навесное оборудование, которое производилось здесь же, на заводе в Таганроге. Это навесной комбайн НК-4.

1957-1958. Комбайн НК-4 обмолачивает зерновые в валке. Совхоз "Донской" Семикаракорского района. Из фонда Семикаракорского историко-краеведческого музея
1957-1958. Комбайн НК-4 обмолачивает зерновые в валке. Совхоз «Донской» Семикаракорского района. Из фонда Семикаракорского историко-краеведческого музея

Если сейчас кого-нибудь спросить, какую продукцию Таганрогского комбайнового можно считать его визитной карточкой, ответ однозначен! Ответ можно найти в… в БУКВАРЕ!!! Только взгляните на страницы советского букваря и азбуки!

Какую технику выпускал Таганрогский комбайновый завод?
Какую технику выпускал Таганрогский комбайновый завод?
Какую технику выпускал Таганрогский комбайновый завод?

Конечно же, речь о самоходном зерноуборочном комбайне СК-6 «Колос». Колосы в различных модификациях выпускались на заводе с 1971 по 1984 год. Удивлял своей компоновкой.

1975 год. Комбайн "Колос" на учебном хозяйстве СПТУ-9 г.Колывани НСО. Из фонда Новосибирского государственного краеведческого музея
1975 год. Комбайн «Колос» на учебном хозяйстве СПТУ-9 г.Колывани НСО. Из фонда Новосибирского государственного краеведческого музея

Центральное расположение кабины между двух бункеров, мягко говоря, удивляло советского человека, привыкшего, что кабины у комбайнов должны быть слева от бункера. Были модификации и однобарабанные, и двухбарабанные, и гусеничные — на любой вкус.

С развалом СССР на Таганрогском комбайновом заводе дела стали совсем плохи, впрочем, как и у всей страны. В 90-х производственную площадку решили сделать автомобильной, организован Таганрогский автомобильный завод. Но это не помешало ТГЗ успеть выпустить несколько сотен новинки завода — КЗС-3 Русь.

Какую технику выпускал Таганрогский комбайновый завод?

Кабина располагалась по центру. Между ней и двигателем расположился бункер. Это была уже современная компоновка, которая сегодня считается самой оптимальной. Благо, по многим узлам КЗС-3 был унифицирован с СК-5 Нива, поэтому особых проблем с запчастями не было. Но, как говорится, «не в то время». Последние комбайны сошли с конвейера Таганрогского комбайнового завода в 2002 году.

Стоит упомянуть еще об одном комбайне. Очень популярный комбайн СК-5 «Нива» долгие годы производился на Ростсельмаше, но разработан он был конструкторским бюро именно Таганрогского комбайнового завода. Также велась разработка новых комбайнов, так и не попавших на конвейер. Например, СК-10 Ротор.

Какую технику выпускал Таганрогский комбайновый завод?

P.S.: 12 января 2022 года Ростсельмаш объявил, что Таганрогский комбайновый завод будет восстановлен. Промышленный гигант из Ростова-на-Дону планирует организовать в Таганроге производство кормоуборочных комбайнов и почвообрабатывающего оборудования.

На этом всё! До скорых встреч!!!

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь − три =