Полужестка подвеска: изучаем конструкцию гусеничных тележек на примере Т-4А
Гусеничные тракторы долгое время были основной движущей силой на советских полях. Сейчас они уже не играют заметной роли, но внимание к таким машинам начинает расти. Очевидные плюсы в виде меньшего удельного давления на грунт и лучшего сцепления с землей на переувлажненных почвах никуда не девались. До сих пор колесо не смогло превзойти в этом гусеницу.
Гусеничные движители могут иметь разную конструкцию. Но можно выделить основные, которые применялись чаще всего. Сегодня поговорим об одном из таких типов гусеничных движителей.
Гусеничная тележка (полужесткая конструкция) приехала в СССР из США вместе с первыми гусеничными тракторами, которые производились у нас по лицензии и позже адаптировались под местные реалии.
Ее переняли, такие гиганты как Челябинский тракторный завод и Алтайский тракторный завод. Но мы же про сельское хозяйство, поэтому изучим гусеничные тележки на примере алтайского Т-4А.
Только на Алтае, наверное, делали тракторы для сельского хозяйства на полужесткой подвеске. ЧТЗ, тоже конечно делал, но основное предназначение их техники — это строительные работы. Такая подвеска хорошо подходила для бульдозеров, но в сельском хозяйстве…
Давайте изучим конструкцию.
Гусеничная тележка в задней части жестко соединена с корпусом трактора (ось ведущей звездочки), а впереди — через упругую поперечную балансирную рессору. Отсюда и название — полужесткая подвеска.
Крутящий момент на гусеницу передается через ведущее колесо, все остальные свободно вращающиеся части движителя выполняют роль опоры, поддержки и держат гусеницу в натянутом состоянии.
Снизу рама движителя поддерживается на опорных катках, помогая распределить давление на грунт равномерно по всему пятну контакта. Верхние поддерживающие катки не позволяют гусеничной ленте провисать.
Переднее направляющее (натяжное) колесо обеспечивает натяжку гусеницы и также участвует в распределении нагрузки на грунт. Оно закреплено на раме движителя на подвижном кронштейне (ползун). Положение колеса на раме может регулироваться путем закручивания или раскручивания винта натяжения гаечным ключом. Без хорошего рычага ничего не выйдет. При наезде на препятствие пружина должна смягчать ударные нагрузки на ведущее колесо.
Конструкция проста, но есть у нее серьезный недостаток, который особенно проявляется на тракторах сельскохозяйственного назначения. Многие по ненаслышке знают как зубодробительно потряхивает механизатора в кабине Т-4А на перегонах, а инструмент, аккуратно разбросанный по полу кабины, ритмично отплясывает незамысловатый танец. Но это на перегонах, на неровных дорогах.
А там где начинается поле, алтаец превращается в «утюг», которому не страшны ни какие складки на неглаженной одежде. Благодаря своей рамной конструкции гусеничные тележки без проблем глотают многочисленные неровности на пашне, на которой любой другой трактор мотает из стороны в сторону.
Но стоит выехать с поля к себе на машдвор или на другое поле, как проявляется зубодробительное свойство. И это нужно перетерпеть, ведь максимальная скорость у Т-4А чуть больше 9 км/ч.
В следующих публикациях будем дальше углубляться в технические детали сельскохозяйственной техники.
На этом всё!!! Переходите на наш новый сайт shem33.ru , а также подписывайтесь на наши каналы и группы в ВКонтакте , Одноклассники и Telegram и Яндекс.Дзен. До скорых встреч!!!