Заякоренный трактор? Какие меры по борьбе с утрамбовкой земли обсуждались в СССР

Каких только идей не приходило советским конструкторам. Шло время, тракторы становились более энергонасыщенными и производительными. Чтобы реализовать высокую мощность, требовалось увеличивать и массу машин. Иначе трактор будет впустую буксовать при работе с тяжелыми орудиями и агрегатами. Вместе с этим всё острее становилась проблема с переуплотнением почв: тракторы утрамбовывают грунт, особенно сильно это проявляется при использовании колесных тракторов.

Идей было много. Классические решения: использование гусеничных тракторов, применение спарок на колесных машинах. Это эффективные методы, которые используются и сегодня, но не убирают проблему полностью.

РСМ 2375 на сдвоенных колесах (спарка) - один из способов уменьшить удельное давление на грунт.

РСМ 2375 на сдвоенных колесах (спарка) — один из способов уменьшить удельное давление на грунт.

И посыпались другие идеи. А что, если использовать тракторы на моногусенице? Будет только один след, меньшая площадь будет уплотнена — отсюда меньший вред полю. Но проблемы с устойчивостью и маневренностью таких машин не были решены. Другая идея — использование многосекционных тракторов. Как кировец или Т-150, только полурам гораздо больше.

Таким мог быть секционный трактор

Таким мог быть секционный трактор

Работаем с маленькими орудиями, достаточно двух секций, работы по тяжелее — присоединяем сзади еще. Целый тракторный поезд, каждая секция которого добавляет лошадиных сил (на каждом свой двигатель). Интересная тема для другой публикации.Трактор принципиально новой конструкции, которым советские инженеры хотели закрыть вопрос с утрамбовкой полейВ мире сельского хозяйства24 октября 2020

Еще один вариант — использование якоря. Известно, что гусеничные тракторы за счет большей площади опоры имеют меньшее удельное давление на грунт. Идеальный выбор? Да, но не совсем: нужно обеспечить хороший зацеп (не будем говорить про перегоны, про асфальт и про никакую универсальность). Как мы уже говорили, лошадей может быть в избытке, но при недостаточной массе зацеп с землей будет плохим, мощность будет уходить в холостую. При работе с тяжелым агрегатом гусеницы могут проскальзывать. Увеличить грунтозацепы? Это тоже не полезно для почвы, это ее разрушает. Видели что бывает на краях полей, где разворачиваются гусеничники? Как же решить проблему с сцеплением, не увеличивая массу? Якорь!!!

Конструкторами предлагалось не использовать привод на вращающиеся гусеницы для передвижения трактора. Вместо этого, скажем так, использовать лебедку с якорем. Устанавливаем якорь впереди на расстоянии 70-100 метров, крутим двигателем лебедку и таким образом трактор передвигается по полю. Но… Конечно, через эти каждые 70-100 метров нужно делать остановки для перемещения якоря. А это большие потери времени, но сегодня не об этом.

Трактор с лебедкой. Заякоренный трактор мог бы выглядеть примерно так же.

Трактор с лебедкой. Заякоренный трактор мог бы выглядеть примерно так же.

Получается, что трактор движется не сам, не путем кручения гусениц или колес, а тянет сам себя лебедкой. Что это дает в рассматриваемой нами проблеме утрамбовки почв? А то, что в таком случае масса трактора перестает иметь значения. При таком подходе нет необходимости искусственно увеличивать массу для реализации всех лошадей двигателя. Трактор может быть значительно легче классических машин, но всё таким же мощным. При этом эффективность будет выше. Трактор стал легче, значит меньше лошадей нужно направлять на перемещение одного трактора. Освободившиеся мощности можно направить, например, в более широкозахватные орудия.

Вот такие идеи обдумывались в 70-х. Хотя идея с якорем не так и нова. Как частный случай вспоминается электроплуг, продвигаемый самим Лениным. Там тракторов вообще не было: при помощи электротяги плуг напрямую тянулся тросами с одно края поля на другой.

5 сентября 1920 года. Пахота электроплугом. Испытания. Из фонда ФГБУК "Государственный центральный музей современной истории России"

5 сентября 1920 года. Пахота электроплугом. Испытания. Из фонда ФГБУК «Государственный центральный музей современной истории России»

А сегодня совсем другие решения. Использование спарок, применение широких колес с низким давлением за счет сужения кпп и/или моста — это дает вполне приемлемые удельные давления на грунт для современного земледельца.

Заякореный трактор? Какие меры по борьбе с утрамбовкой земли обсуждались в СССР

Да и гусеничники пока еще не собираются уходить на покой.

Заякореный трактор? Какие меры по борьбе с утрамбовкой земли обсуждались в СССР

На этом всё!!! До скорых встреч!!!

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 8 =