Несколько фактов о советском тракторе Т-150К: слизан ли с Джон Дир, версии для железной дороги и с реактивным двигателем

Всем нам известный трактор Т-150К был очень широко распространен в сельскохозяйственной отрасли Советского Союза. И многие из тех тракторов дорабатывали, а кое-где и всё еще работают, свой век в странах постсоветского пространства.

1980-е гг. Большесосновский район Пермской области. Тракторы Т-150 К на посевной (Из фонда Пермского краеведческого музея)
1980-е гг. Большесосновский район Пермской области. Тракторы Т-150 К на посевной (Из фонда Пермского краеведческого музея)

Предлагаем вашему вниманию несколько примечательных фактов о тракторе.

  • Часто трактор в народе обозначают без буквенного индекса «К», то есть просто Т-150, не понимая, что Т-150 на самом деле другой трактор. Т-150 и Т-150К во многом унифицированы, но их не в коем случае нельзя путать. Т-150 — гусеничный трактор, Т-150К — колесный трактор на шарнирно-сочлененной раме.
Сверху - Т-150, снизу Т-150К
Сверху — Т-150, снизу Т-150К
  • Существует легенда, будто трактор срисован с заморских колесников на ШСР. Якобы Хрущев поехал в США в 1959 году, насмотрелся зеленых тракторов и захотел дома такой-же. Потом, опять же якобы, где-то купили американский Джон Дир, разобрали его и всё слизали. На самом деле есть достаточно подробная история развития проекта, и по ней не трудно понять, что это вполне самостоятельная история. Над новым советским тракторов начали работать до того, как Хрущев поехал в америку. А Джон Дир на ШСР даже еще не был готов на момент того визита, а когда его всё же сделали, то он оказался не удачным и выпущено было всего порядка двух сотен тракторов.
С кабиной не заморачивались: на Т-91/92 ставили кабины от грузового автомобиля того времени
С кабиной не заморачивались: на Т-91/92 ставили кабины от грузового автомобиля того времени
  • А на самом деле на ХТЗ при разработке нового трактора опирались на собственные наработки. Мы видим всю цепочку развития проекта. Сначала за основу взят трактор-тягач НАМИ-044 с планетарно-фрикционным механизмом поворота (как у гусеничников). Потом главный конструктор ХТЗ Сошников Александр Андреевич вспомнил про трофейный итальянский артиллерийский тягач с его шарнирно-сочлененной рамой и решил испробовать схему. Построено две машины: Т-91 (с центральным шарниром рамы) и Т-92 (с поворотными передними колесами). В этой борьбе победу одержал трактор с ШСР и именно эту схему применили при создании Т-125. Потом, как дальнейшее развитие проекта Т-125, появился Т-150К. Так что, давайте будем считать, что шарнирно-сочлененную раму «слизали» не с ДжонДиров, а итальянских военных тягачей.
Трактор Т-125, предшественник Т-150К
Трактор Т-125, предшественник Т-150К
  • На базе классического Т-150К было подготовлено несколько модификаций для различных специальных задач: ХТЗ-150К-09.172.00 – модификация трактора Т-150К с двигателем ЯМЗ-236М2-59 мощностью 180 л.с; Т-150КД — с бульдозерным оборудованием; Т-156 — фронтальный погрузчик; Т-157 — лесопромышленный трактор; Т-158 — промышленный трактор; Т-155 – легкий колесный артиллерийский тягач.
  • Отдельно упомянем машины, предназначенные для обслуживания железно-дорожно инфраструктуры. Эти машины имеют специальный обвес и приспособления для передвижения по рельсам. Например, универсальная путевая машина УПМ-1М, используемая на железной дороге в качестве тягача, и колесно-рельсовый тягач КРТ-1 на базе ХТЗ-150К-09-25-03, оборудованный железнодорожным ходом, автосцепкой СА-3, компрессором ПК-1.75 локомотивным тормозом №394.
УПМ-1
УПМ-1
Колесно-рельсовый тягач КРТ-1 на базе ХТЗ-150К-09-25-03, оборудованным железнодорожным ходом, автосцепкой СА-3, компрессором ПК-1.75 локомотивным тормозом №394.
Колесно-рельсовый тягач КРТ-1 на базе ХТЗ-150К-09-25-03, оборудованным железнодорожным ходом, автосцепкой СА-3, компрессором ПК-1.75 локомотивным тормозом №394.
  • Когда рассказывают про Т-150К, обязательно вспоминают про ТМ-29. И мы вспомним. ТМ-29 построен на базе Т-150К и оснащен реактивным двигателем от МИГ-15, который создает мощный поток воздуха. Им сдувают снег и прочий мусор с палубы российского авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».
Несколько факторов о советском тракторе Т-150К: слизан ли с Джон Дир, версии для железной дороги и с реактивным двигателем
  • Т-150К поставлялся на экспорт как серия Belarus 1500. По своим эксплуатационным характеристикам трактор устраивал своих владельцев. А еще больше им нравилась цена советского трактора. Но с чем за бугром не могли смириться, так это с уровнем комфорта. Поэтому, некоторые дилеры пошли на немыслимое, выкидывали штатную кабину и ставили собственного производства. Например, так делали UMO Belarus из Великобритании: увеличили площадь остекления, затонировали стекла, поставили более удобные сиденья, другую рулевую колонку, появился кондиционер. Дошло до того, что потом СССР выкупил эту кабину и стал ей оборудовать прямо на заводе экспортные машины.
Несколько факторов о советском тракторе Т-150К: слизан ли с Джон Дир, версии для железной дороги и с реактивным двигателем
  • После развала СССР Т-150К превратился в ХТЗ-150К, линейка постепенно расширялась. Кроме того, организовано производство в России на Брянском тракторном заводе по лицензии ХТЗ. Но что там будет в новых реалиях, пока не понятно.
Тракторы БТЗ, производящиеся по лицензии от ХТЗ
Тракторы БТЗ, производящиеся по лицензии от ХТЗ

На этом всё, до скорых встреч!!!

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − двенадцать =