БлогИстория сельскохозяйственной техники

С какой проблемой сталкивались Т-4 и другие тракторы в Туркменской ССР? Вода против антифриза

СССР — государство, площадь которого составляла 22,4 млн кв. км.. Огромная территория с сильно отличающимися условиями. Туркменская ССР- одна из южных советских республик с резким континентальным климатом. Зимы холодные, лето жаркое с высокими перепадами температур в течение суток. Воздух сухой, а если водные объекты подвергаются интенсивному испарению, значит возникает проблема с высокой минерализацией воды.

С какой проблемой сталкивались Т-4 и другие тракторы в Туркменской ССР? Вода против антифриза

Как помните, в СССР в большинстве случаев тракторы оснащались двигателями либо с воздушным охлаждением, либо с водяным. Соответственно, трактор Т-4, как и многие другие, нуждались в воде. Никаких тосолов и прочих специальных охлаждающих жидкостей не применялось, просто вода. Ее заливали в систему охлаждения, разве что, с какой-то минимальной очисткой, и то не факт. И это есть проблема.

С какой проблемой сталкивались Т-4 и другие тракторы в Туркменской ССР? Вода против антифриза

Туркменская вода очень жесткая и с большим количеством взвешенных частиц. Всё это при работе машин, естественно, сопровождающейся нагревом воды в системе охлаждения, приводило к образованию большого количества накипи и отложений, снижающих эффективность охлаждения двигателя. Кроме того, грязная вода увеличивала абразивный износ трубок радиатора.

Были озвучены данные, что в туркменских колхозах и совхозах производили очистку сердцевины радиатора 1-2 раза в год. При этом по нормам в обычных условиях такую очистку требовалось проводить один раз в 3-4 года. Каждая очистка, это неизбежные механические повреждения, которые сокращали срок службы радиатора.

С какой проблемой сталкивались Т-4 и другие тракторы в Туркменской ССР? Вода против антифриза

Также приводились данные из туркменской ССР, что на тракторах Т-4, на стенках цилиндров и ГБЦ откладывалась накипь от 0,5 до 1 мм. в год. Причем наибольшая толщина накипи сверху, и чем ниже, тем меньше. В результате был неравномерный нагрев цилиндров и головки. Как итог, термические напряжения и появление трещин раньше времени.

Таким образом, пришли к выводы, что было бы не плохо вместо воды в тракторы из Туркменской ССР заливать антифриз. Трактор Т-4 был рассчитан, что в качестве охлаждающей жидкости будет вода, и никаких исследований по использованию специальных жидкостей до этого даже не проводились.

С какой проблемой сталкивались Т-4 и другие тракторы в Туркменской ССР? Вода против антифриза

Всё это стало поводам для полноценного сравнения применения в тракторах воды и антифриза. Испытания проводились в аэродинамической трубе НАМИ, всё очень серьезно.

Выводы такие, что при любом содержании этиленгликоля теплоемкость и теплопроводность антифриза ниже, чем у простой воды. При этом удельный вес антифриза и его вязкость выше, чем у воды.

С какой проблемой сталкивались Т-4 и другие тракторы в Туркменской ССР? Вода против антифриза

Таким образом, эффективность теплоотдачи радиаторов на тракторе Т-4 при использовании антифриза ниже, чем если бы там была вода.

А выводы тех исследований были такими, что, возможно, стоит провести дополнительные исследования с использованием антифриза-40 (40% этиленгликоля). В таком случаем, для компенсации уменьшившейся теплоотдачи, двигатель бы работал на более высокой рабочей температуре (100-105 градусов). Также, простой замены жидкости здесь будет мало, придется внедрять в систему расширительный бачок. Так что, может вместо антифриза просто возить чистую воду?

С какой проблемой сталкивались Т-4 и другие тракторы в Туркменской ССР? Вода против антифриза

Почему же в современном мире вода почти не используется в системах охлаждения? В погоне за эффективностью, экономичностью, повышением КПД современные двигатели являются теплонагруженными. Рабочие температуры часто переваливают через границу кипения воды, поэтому только антифризы. Трудоемкость по обслуживанию тракторов с всесезонными охлаждающими жидкостями значительно ниже. Помните, как зимой советские трактористы после окончания работ спешили слить воду из системы, а каждое утро начиналось с того, что они бегали с ведрами воды для своих машин. Сейчас так никто не далет, ну почти. Ну и вода использовалась не всегда чистая, не всегда деминерализованная, а это означало более ускоренный износ тех же радиаторов и двигателей в целом.

На этом всё, до скорых встреч!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать + 18 =