Чем промышленный трактор Т-4АП отличался от обычного алтайца Т-4А? Кондиционер?

Трактор родом из Рубцовска Алтайского края Т-4А в свое время хорошо поработал на советских и постсоветских полях. На нем пахали, боронили, сеяли — по производительности ему не было альтернативы.

1977 год. Одновременная поверхностная обработка почвы (лущение и боронование) и сев на полях колхоза "Восход" Змеиногорского района Алтайского края (Алтайский государственный  краеведческий музей)

1977 год. Одновременная поверхностная обработка почвы (лущение и боронование) и сев на полях колхоза «Восход» Змеиногорского района Алтайского края (Алтайский государственный краеведческий музей)

Он мог работать с более широкозахватными орудиями и агрегатами, чем тот же ДТ-75. Оно и понятно, тракторы разных классов.

Когда мы говорим о ДТ-75, обязательно нужно уточнять какой именно, ведь модификаций для разных задач было бесчисленное множество и отличия порой были огромными. А Т-4А, он и в Африке Т-4А. Паралельно существовало две основные модификации трактора. Отличий между ними было не много, но они были и весьма существенные.

Т-4АП2. Изображение на спичечном коробке

Т-4АП2. Изображение на спичечном коробке

Был «обычный» Т-4А — классическая сельскохозяйственная версия. И был трактор промышленного назначения. Это Т-4АП. Чем же он отличался от сельскохозяйственной версии?

Трактор Т-4АП предназначался для выполнения, как правило, дорожно-строительных работ. В зависимости от навесного оборудования можно выделить несколько машин: бульдозер (ОБГН-4М и ОБГП-4), рыхлитель (РН-4), перекидной погрузчик (ПН-4) и другие.

Листовка. Трактор Т-4АП2. Листовка белого цвета с красным и черным шрифтом (Алтайский государственный краеведческий музей)

Листовка. Трактор Т-4АП2. Листовка белого цвета с красным и черным шрифтом (Алтайский государственный краеведческий музей)

Впрочем, всё это особо не мешало трактору работать в поле.

Одним из очевидных признаков, отличающих Т-4АП от Т-4А — наличие крепежных элементов для дополнительного оборудования. Это точки крепления гидроцилиндров для управления передним навесным оборудованием (например, отвалом), присутствие на гусеничных тележках кронштейнов для крепления толкающих брусьев отвала и т.д..

Перекидной погрузчик на базе Т-4АП. Груз перекидывался через трактор и выгружался сзади. Фото: techstory.ru/trr_foto/trr_atz_new.htm

Перекидной погрузчик на базе Т-4АП. Груз перекидывался через трактор и выгружался сзади. Фото: techstory.ru/trr_foto/trr_atz_new.htm

Есть изменения и в гидравлике, в переднюю часть трактора подведены трубы гидросистемы, например, для тех же гидроцилиндров.

1970-е гг. Фотография черно-белая промышленного трактора Т-4АП2 производства АТЗ (Алтайский государственный краеведческий музей)

1970-е гг. Фотография черно-белая промышленного трактора Т-4АП2 производства АТЗ (Алтайский государственный краеведческий музей)

Была усилена балансирная рессора — точка соединения полурамы трактора с гусеничными тележками в передней части.

В последних версиях трактор был усилен в целом, увеличена его жесткость. Поставлена более комфортная кабина с увеличенным объемом. Площадь остекления, а следовательно обзорность, также увеличена. Для очистки воздуха в кабине использовался вентилятор-пылеотделитель ВПК-150 (такой же ставили на комбайн Енисей-1200).

Что касается кабины, интересен вот этот рекламный буклет:

Рекламный лист составлен на русском и английском языках. На обороте рекламного листа даны технические характеристики трактора и бульдозерного оборудования. Указано место организации-изготовителя, телефоны, телекс, факс завода, помещена эмблема завода (Алтайский государственный  краеведческий музей)

Рекламный лист составлен на русском и английском языках. На обороте рекламного листа даны технические характеристики трактора и бульдозерного оборудования. Указано место организации-изготовителя, телефоны, телекс, факс завода, помещена эмблема завода (Алтайский государственный краеведческий музей)

Трактор для экспорта на Запад. Обратите внимание на крышу трактора. Информации о такой модификации я не нашел, но форма крыши намекает на наличие более усовершенствованной системы вентиляции. Я думаю, что на этом экспортном экземпляре установлено оборудование, аналогичное тому, что ставили на последние ДТ-75. Такой «своеобразный» кондиционер: поток воздуха нагнетается в установку и сталкивается там с водой, очищаясь и попутно охлаждаясь за счет испарения этой водой. Но информация требует проверки.

Много раз мы уже обсуждали достоинства и недостатки трактора Т-4А и все они относятся и к нашему сегодняшнему герою. Противоречивый трактор. Так что не будем опять вспоминать про зубодробительную подвеску, которая даст знать о любом камушке под гусеницей и которая максимальна плавная на пахоте (противоречивый же!). Свыше миллиона экземпляров Т-4А и его модификаций было выпущено Алтайским тракторным заводом. Отдадим ему должное, трактор кормил всю страну!

Медаль памятная настольная с изображением миллионного трактора Т-4А производства АТЗ (Алтайский государственный  краеведческий музей)
Оборотная сторона медали памятная настольная с изображением 1000000 трактора Т-4А производства АТЗ (Алтайский государственный  краеведческий музей)

Медаль памятная настольная с изображением миллионного трактора Т-4А производства АТЗ (Алтайский государственный краеведческий музей)

На этом всё!!! Переходите на наш новый сайт shem33.ru , а также подписывайтесь на наши каналы и группы в ВКонтакте Одноклассники и Telegram и Яндекс.Дзен. До скорых встреч!!!

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − одиннадцать =