Часто двигатели легковушек мощнее, чем у тракторов, но трактор все равно сильнее? Чья лошадиная сила лучше?

Возьмем, к примеру, белорусский МТЗ-80 и российский автомобиль из недалекого прошлого ВАЗ-2114.

Часто двигатели легковушек мощнее, чем у тракторов, но трактор все равно сильнее? Чья лошадиная сила лучше?

Мощность двигателя Д-240 на МТЗ-80 — 80 лошадиных сил, а у «четырки» 78-82 л.с. в зависимости от установленного двигателя.

Часто двигатели легковушек мощнее, чем у тракторов, но трактор все равно сильнее? Чья лошадиная сила лучше?

Может прицепить к легковушке борону и таскать по полю? А может двигатель от легковушки поставить в МТЗ вместо штатного дизельного? Боюсь, тут не все так просто. С работай в поле даже одна лошадиная сила в виде живой лошади справится лучше, чем легковой автомобиль. В чем же дело?

Что такое «лошадиная сила»? Это внесистемная едина измерения мощности. И даже тут не все так просто, потому что есть «метрическая лошадиная сила», равная 735,49875 ваттам, есть «электрическая л.с.» — 746 ватт, «гидравлическая л.с.» — 745,7 ватт, есть даже «налоговая л.с.», которая используется для расчета транспортного налога и полиса ОСАГО — 735,499 ватт. Как видите, в разных отраслях и для разных целей лошадиные силы немного, да разные.

Часто двигатели легковушек мощнее, чем у тракторов, но трактор все равно сильнее? Чья лошадиная сила лучше?

Изначально термин «лошадиная сила» использовался, если говорить современным языком, в «маркетинговых» целях. Так народу давали понять, сколько условных лошадей может заменить одна паровая машина. Посмотрит на эти цифры потенциальный покупатель, посчитает в уме, и скажет: «Действительно, какие выгодные эти паровые машины!» Но все мы знаем, что кони разные и «лошадиные силы», соответственно, тоже. Рассчитывали мощность так, одна лошадиная сила — это мощность, с которой лошадь поднимет груз массой 75 кг со скоростью 1 м/сек.

Часто двигатели легковушек мощнее, чем у тракторов, но трактор все равно сильнее? Чья лошадиная сила лучше?

Усредненно — это 735,5 Ватт. Есть еще «котловая» лошадиная сила — это кратковременная пиковая мощность одной лошади 9,8 кВт. То есть, лошадь может показать пиковую мощность в 13 лошадиных сил, вот такая математика получается.

Это все применимо к прошлому, сегодня хотят отказаться от измерения мощности в «лошадиных силах» в пользу метрических ваттов. Но сегодян не об этом.

Автомобиль создан, чтобы быстро ездить, а трактор — выполнять тяжелую работу. И всё это делают не лошадиные силы. Между двигателем и выполняемой «условной работой» есть еще один очень важный узел, который все переворачивает с ног на голову. Это КПП. Ее важнейшей задачей является изменять передаточное отношение. Коробка меняет частоту вращения валов и крутящий момент. Задача коробки автомобиля, перемещаться с высокой скоростью (увеличить частоту вращения), задача коробки трактора — выдать максимальный крутящий момент, что позволяет тащить тяжелые грузы (орудия, прицепы).

Часто двигатели легковушек мощнее, чем у тракторов, но трактор все равно сильнее? Чья лошадиная сила лучше?

Обобщаем, чтобы достичь максимального крутящего момента, мы должны понижать частоту вращения через КПП (высокие скорости здесь не нужны изначально), и наоборот, чтобы быстро ехать, увеличиваем частоту вращения, но при этом получаем побочку в виде снижения крутящего момента и невозможности двигаться на такой скорости с тяжелым грузом.

С КПП разобрались, теперь возвращаемся к двигателям. Двигатели используются чаще всего бензиновые и дизельные. Не будем углубляться в особенности их конструкции, думаю, большинству людей это известно. Поговорим о другом, о их поведении. Бензиновые двигатели более оборотистые, имеют больший рабочий диапазон по частоте вращения. Скажем, тот же ВАЗ-2114, это от 800 до 6000 об/мин. И крутящий момент таких двигателей сильно зависит от текущей частоты вращения.

Часто двигатели легковушек мощнее, чем у тракторов, но трактор все равно сильнее? Чья лошадиная сила лучше?

Поэтому, чтобы быстро ускориться на бензиновых легковушках, нужно хорошенько раскрутить мотор. Представьте четырку с «бороной» на поле: она сможет сдвинуться с места? Чтобы осилить борону, придется трогаться на высоких оборотах, тогда колеса будут просто буксовать с места. А если трогаться плавно да на малых оборотах, то элементарно не хватит силенок и мотор заглохнет. И тут всплывает преимущество для сельхозтехники дизельных двигателей, у которых зависимость крутящего момента от оборотов проявляется гораздо в меньшей степени.

Ну и не стоит забывать, что дизельные моторы тракторов изначально рассчитаны для больших крутящих моментов на малых оборотах. Поэтому они более объемные, они способны потреблять больше топлива, они тяжелые, валы и другие элементы более массивные и прочные. А двигатель легковушки малолитражный, относительно небольшой и легкий. Дизелю трактора не только орудия и агрегаты таскать, надо еще и самого себя многотонного любимого перемещать.

Часто двигатели легковушек мощнее, чем у тракторов, но трактор все равно сильнее? Чья лошадиная сила лучше?

Возьмем какую-нибудь мощную легковушку 200-сильную и прицепим к ней трехкорпусный плуг, что будет? Мотору по силам справится с задачей? Мотору может и по силам, но все равно ничего не получится. Машина будет буксовать на месте и никакие «лошади» ей не помогут, ей недостаточно массы. Чтобы реализовать весь потенциал мотора трактора, приходится увеличивать массу машины в целом для улучшения сцепления с землей. Иначе трактор будет просто буксовать, если к нему прицепить тяжелый прицеп с грузами, лошадиные силы будут просто на просто вылетать в трубу. С легковушкой иная ситуация. Чтобы быстро ускоряться и развивать максимальные скорость, автомобили делают максимально облегченными.

Часто двигатели легковушек мощнее, чем у тракторов, но трактор все равно сильнее? Чья лошадиная сила лучше?

Есть и много других аспектов, которые влияют на заточенность автомобилей и тракторов под свои задачи. Например, колеса, их размерность и протектор очень сильно влияют, как будут себя реализовывать моторы. Помним про форму кузова, их «обтекаемость». И не забываем, что колеса, это не единственный способ заставить работать «лошадиные силы», есть еще валы отбора мощности, есть гидравлика. Есть дизель-электрические тракторы, которые выдают просто фантастические крутящие моменты практически с самого трогания машины с места.

И такое бывает - умельцы могут все что угодно
И такое бывает — умельцы могут все что угодно

Итог статьи простой, «лошадиные силы» не пашут, пашет трактор с плугом.

На этом всё, до скорых встреч!!!

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 + восемь =