Советский пахарь. Трактор Т-4 | Сельхозтехника

Ох уж эти советские гусеничные трактора. Пашешь на нем в поле, пыль столбом, жара! Из комфорта в нем только двери на распашку и штатный термос с холодной водой. Шумит… «как трактор», вибрация… Ох, инструмент, что уложен справа от сидения, пляшет по полу от этой вибрации. И вот, наконец-то поле спахано, едем на нем домой. Не доехав 500 метров начинает стучать двигатель и он глохнет. Идем пешком…

Личный опыт

Из открытых источников
Из открытых источников

Много различной техники было разработано в Советском Союзе. Большое внимание уделялось сельскому хозяйству. Осваивались новые целинные территории, для первичной обработки которых требовалась тяжелая и мощная техника. Такую задачу и решал трактор Т-4, созданный для вспашки тяжелых почв.

Разработан и производился Т-4 на Алтайском тракторном заводе в Рубцовске. На сегодняшний день завод закрыт из-за банкротства. Странная история, скажу я Вам… но не об этом.

Его история началась в 1965 году и продлилась 6 лет, когда производство было закрыто. Его модификация, трактор Т-4А, выпускался с 1970 года по 1998 год.

В длину трактор достигал 4684 мм, в ширину — 1952 мм, в высоту — 2545 мм. Объем бака для солярки — 320 литров. Масса заправленного трактора чуть больше 8 тонн, при этом его давление на почву всего лишь 0.04 МПа.

Демонстрационный образец в одном из учебных заведений. Из открытых источников.
Демонстрационный образец в одном из учебных заведений. Из открытых источников.

А-01 — двигатель, рядная шестерка, давал 130 л.с.. Для своего времени — мощный. Позволял вспахивать тяжелую почву. Коробка передач с реверс-редуктором имела 4 скорости назад и 8 — вперед.

Заводился трактор либо электрическим стартером, либо пускачем, который в свою очередь заводился вручную путем его раскручивания при помощи резкого выдергивания специального ремня, намотанного на маховик этого пускача. Приходилась много раз дергать.

Пускач. Из открытых источников
Пускач. Из открытых источников

Не знаю почему, но когда «орал» пускач, то у старых кинескопных телевизоров начинались помехи.

Кабина была 2-местная. Механизатор сидел справа. Перед ним два рычага, которыми осуществлялся разворот трактора. Слева и справа от этих рычагов стояли педали тормоза. Хочешь повернуть на месте, нужно было потянуть на себя рычаг и педаль тормоза с той стороны, в которую нужно повернуть. Чтобы подворачивать чуть-чуть, то достаточно потянуть только рычаг. Крайняя педаль справа — педаль сцепления (может по другому называется). Над этой педалькой находилось маленькое окошечко, по которому было удобно смотреть, чтобы гусеница ехала ровно по кромке вспаханного участка.

Приборная панель. Из открытых источников
Приборная панель. Из открытых источников

На передней стенке за рычагами управления был еще один рычажок. Им осуществлялось ручное управление газом. Если его вплотную придвинуть к стенке, двигатель глох.

Кабина, из открытых источников
Кабина, из открытых источников

Скорости переключались двумя рычагами коробки передач. Задней включается одна из 4-скоростей. Передним рычагом включалась задняя скорость, либо передняя повышенная или пониженная. Также был рычаг управления валом отбора мощности (не на всех модификациях). Слева от рычагов управления направлением движения стояла приборная панель с примитивными аналоговыми приборами. Кроме того, на нем располагались тумблеры, управляющие электрикой.

Впрочем, трактор прекрасно работал совсем без электричества, без генератора и без аккумулятора. Подумаешь, лампочки не горят.

Под приборной панелью находились рычаги управления гидравликой (т.е. навесным оборудованием).

Т-4А боронит поле. Из открытых источников
Т-4А боронит поле. Из открытых источников

Трактор эксплуатировался в основном в весенне-летний период. На нем пахали, боронили и сеяли. Т-4А позволял подцеплять к себе более широкие сеялки, чем тот же ДТ-75. В остальное время он простаивал.

А те трактора что использовались для расчистки дорог от снега доставляли много хлопот своим механизаторам. Приходилось каждый раз сливать воду на ночь, а с утра заливать новую. А то лед внутри натворит дел.

Из открытых источников
Из открытых источников

Как бы много плюсов не было у тракторов, но минусы были более «жирные». Промолчу про шумность и вибрацию, о чем было сказано вначале. Про комфорт тоже промолчу. И про низкую надежность тоже промолчу. Т-4А был очень медленный, поэтому кроме как на распашные и посевные дела он никуда не годился.

Да, его использовали еще чтобы подавить силос (об этом читайте «Ямы у дороги. Зачем нужны силосные ямы | Сельхозсооружения»). И в строительных и дорожных службах находил применения. Но в сельском хозяйстве большую часть года он стоял в сторонке возле забора.

Советский пахарь. Трактор Т-4 | Сельхозтехника

А теперь и запчастей для Т-4А нет, вот он и умер.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × четыре =