Вместо 11 — две. Государство пыталось создать единую унифицированную кабину для сельхозтехники. Что было сделано?

Как бы не хвалили советскую технику, редко кто без матерного слова мог описать условия труда в кабине, в которых приходилось работать. Первоочередная задача кабин тех времен было создать защиту от дождя, от ветра, от… Наверное и всё, потому что с задачами поддержания какого-то комфорта температурного, акустического и с пылезащищенностью были большие проблемы. Любой скажет, что думали точно не об механизаторах. Постепенно появлялись уплотнения, кабины становились более объемными, даже где-то внедрялись кондиционеры (как правило в экспортных машинах).

И в какой-то момент была предпринята попытка создать единую унифицированную комфортную кабину для сельскохозяйственной техники различного назначения. А кроме комфорта, в эпоху зарождения в стране рыночных отношений, стал востребован и такой элемент как «дизайн» — эстетическая сторона вопроса стала тоже важна.

Всё началось в 1975 году, когда ВИСХОМ отказался от идеи, что кабина должна быть простыми и нести сугубо защитную функцию от неблагоприятных условий внешней среды.

Первый макет такой кабины был показан еще на выставке «Дизайн-81 (Дизайн на службе эффективности и качества)» на ВДНХ. Это был «экспонат № 1» — макетный образец перспективной унифицированной кабины, предназначенной для самоходных сельхозмашин.

Вместо 11 - две. Государство пыталось создать единую унифицированную кабину для сельхозтехники. Что было сделано?

Он был изготовлен ВИСХОМом и ГСКБ. При ее разработке руководствовались в первую очередь уровнем комфорта: высокая степень остекления, хорошая обзорность, пылезащищенность, эргономика органов управления, единый дизайн.

Была идея организовать специализированное производство кабин, откуда готовыми они будут поставляться на другие предприятия. Но так как машины были слишком разными по компоновке, было задумано создать три типоразмера. Так можно было подобрать подходящую кабину для любой сельхозмашины в зависимости от компоновки. Но основные компоненты этих кабин по прежнему оставались унифицированными. Такие были задумки.

В дальнейшем пришли к следующему, отраслям сельхозмашиностроения поручено сократить номенклатуру выпускаемых кабин: посчитали, что для тракторов вместо 19 кабин досточно 5, вместо 11 кабин для комбайнов достаточно всего двух.

ВИСХОМ и конструкторы Красноярского комбайнового завода разработали «унифицированную кабину нового поколения».

Вместо 11 - две. Государство пыталось создать единую унифицированную кабину для сельхозтехники. Что было сделано?

Сборка кабины роботизированная, конструкция позволяет легко их транспортировать (складируемый вараинт), что было сделано для удобства перевозки кабин с места производства (Красноярский комбайновый завод) на другие заводы-заказчики.

Вместо 11 - две. Государство пыталось создать единую унифицированную кабину для сельхозтехники. Что было сделано?

Красноярская унифицированная кабина включала в себя: автономный вентиляционный отсек, дополнительное трансформирующееся сиденье, бортовой компьютер, встроенные в панель задней стенки шкаф для одежды, отсеки для аптечки.

Дизайнеры ВИСХОМ поработали и над кабинами картофелеуборочных комбайнов, таких как КПК-2, КПК-3, КСК-4 и других. С учетом наработок ВИСХОМ в области унифицированной кабины создавались и новые зерноуборочные комбайны Енисей-1200, ДОН-1500/1200, СК-10 Ротор.

КСК-4 и СК-10 Ротор

КСК-4 и СК-10 Ротор

Новые кабины вместе с новыми компоновочными решениями дали хороший результат. Красноярские комбайны «Кедр» готовились с центральным расположением кабины, что позволило вписать комбайны в габариты, при которых их можно было транспортировать железнодорожным транспортом без разборки. К тому же бункер, расположенный между кабиной и двигателем, улучшал акустический комфорт. Свое значение новая компоновка имеет и в более правильной и равномерной развесовке машин. И всё это, благодаря дизайнерской работе, не стоит недооценивать эту работу. Любая работа важна.

Когда-то эта работа велась по заказу государства, сейчас машиностроители каждый для себя сами выполняют эту работу. Если мы посмотрим на линейку техники одного бренда, то увидим высочайшую степень унификации. Все идут по этому пути, это путь экономии и эффективности. Те же кабины на разных моделях комбайнов Ростсельмаш — одинаковые, кабины тракторов Агромаш максимально унифицированы, включая колесные, которых уже нет (или еще?). Или те же тракторы Belarus с одинаковыми кабинами. У иностранце то же самое, у них одна и та же кабина может быть даже на разных сериях. Различия минимальны.

Вместо 11 - две. Государство пыталось создать единую унифицированную кабину для сельхозтехники. Что было сделано?

Это не только путь к удешевлению техники и повышения их комфортности. Это и удобство. Пересаживая механизатора с одной модели комбайна на другой, он без труда справится с управлением, ведь там всё почти то же самое. Это удобно.

Но такого, чтобы разные машиностроители скооперировались для разработки единой кабины, уже нет. Хотя бывает, что мелкие производители для своей продукции закупают готовые кабины более крупных игроков, такое еще встречается.

На этом всё!!! Переходите на наш новый сайт shem33.ru , а также подписывайтесь на наши каналы и группы в ВКонтакте Одноклассники и Telegram и Яндекс.Дзен. До скорых встреч!!!

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + девятнадцать =