Про трактор «Коммунар»: история, технические характеристики
«Коммунар» — такого имени удостоился не только первый зерноуборочный комбайн эпохи СССР. Такое же имя носил и один из первых гусеничных советских тракторов, при чем у нас он был самым мощным.
И применение он нашел не только на поле в классическом понимании, но и на поле боя в качестве артиллерийского тягача. Проходимость этого трактора, несомненно, была выше, чем у колесных (колеса то были железные). Но низкая скорость была серьезным недостатком, которая накладывала определенные ограничения, в том числе на военном поприще.
Здесь нужно сразу отметить, что «Коммунар» разрабатывался с оглядкой на западные образцы техники, а если быть еще точнее — «коммунар» почти полная копия трактора немецкого происхождения Hanomog WD 50, выпускавшегося в 1920-1931 гг.
Hanomog WD 50
На тот момент в тракторном направлении у Hanomog была совсем небольшая история. Всё началось с самоходных плугов (1918 год), оснащенных бензиновыми двигателями. Затем это направление переросло в тракторную отрасль. Но скажу, что опыт был у немцов богат в железнодорожном транспорте и автомобилестроении, который позволил быстро освоиться в новом направлении.
Возвращаемся к нашему трактору «Коммунар»
Осознав, что в совсем молодом СССР тракторостроение почти мертво, активно стал изучаться зарубежный опыт. В 1922 году в страну завозили зарубежные тракторы на испытания, в том числе американский Holt и немецкий Hanomag WD-50 мощностью 25 л.с.. Не будем заостряться на Холте. Но эксплуатационные параметры WD-50 оказались выше, к тому же существовали комплектации с более мощными двигателями (50 л.с.). Для военных нужд он оказался предпочтительнее.
К концу года руководство определилось, чего оно ждет от новых тракторов и в 1923 году Холт и WD-50 стали адаптироваться к советским условиям. Создавались «аналоги», по сути копировали с небольшими адаптациями. Самой главной проблемой оказались бензиновые двигатели. В СССР бензин был в дефиците, поэтому двигатели переделывались для работы на керосине.
«Коммунар» выпускали на Харьковском паровозостроительном заводе. Как видите, опыт в постройке машин для железной дороги очень помогал осваивать новую тракторную отрасль. Это можно увидеть, глядя как развивалось тракторостроение в досоветскую эпоху (ссылка ниже).
Без Кулибина не обошлось. Рассказываю о тракторостроении в царской России (досоветская эпоха)
В 1924 году первые образцы трактора «Коммунар» поступили к военным на испытания. Трактор первой серии 9Г выпускался до 1930 года. Постепенно копия немецкого трактора стала обрастать доработками и усовершенствованиями почти по всем узлам (трансмиссия, двигатели и т.д.). Даже испытывали газогенераторные установки. Появились новые серии 9ГУ, 9ЕУ и 3-90. Вот сравнительная таблица с характеристиками «Коммунаров» разных серий.
На новых сериях ставили более мощные двигатели, что делало тракторы быстрее. Но не обязательно грузоподъемнее. Здесь будущим владельцам, если можно так выразиться, предоставлялся выбор: быстрее или грузоподъъемнее. Например, как видно из таблицы, «Коммунар» серии 3-90 быстрее, чем 9ГУ, но 9ГУ, мог тянуть более тяжелые грузы, чем более быстрый и мощный по «лошадкам» 3-90. Тем не менее, именно серия 3-90 стала самой массовой и выпускалась вплоть до 1935 года.
Из других характеристик: масса тракторов была до 9 тонн (что отражено в наименованиях серий), трансмиссия имела три передачи переднего хода и одну заднего. Двигатели автомобильного типа четырехтактные, четырехцилиндровые.
На военной службе «Комунар» использовался в качестве тягача для артиллерии. Также Коммунар был базой для различных самоходных установок.
На гражданке «Коммунар» тоже не оставался без работы. Ведь это был самый мощный трактор в СССР того времени. Он работал на лесоповалах, таскал деревья. Ну и, конечно же, в сельском хозяйстве. Трактор успешно агрегатировался шести- и даже восьмикорпусными плугами.
Постепенно он был вытеснен и с военной и с гражданской службы более современными машинами. Но на своем веку «коммунары» повидали многое.
На этом всё!!! Переходите на наш новый сайт shem33.ru , а также подписывайтесь на наши каналы и группы в ВКонтакте , Одноклассники и Telegram и Яндекс.Дзен. До скорых встреч!!!